Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул»
Этнографический комплекс «Дагестанский аул» – это многофункциональный музейный культурно-образовательный центр, главной целью которого является обеспечение сохранности, пополнение, исследование и популяризация историко-культурного наследия края для жителей и гостей республики.
Музей был открыт в 2009 году по указу правительства республики с целью формирования у народов Дагестана чувства идентичности, осознания историко-культурного и духовного единства.
«Дагестанский аул» сегодня – это четыре экспозиционно-выставочных зала. Большой зал, где представлена традиционная одежда дагестанских народов, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода народов Дагестана. Малый зал, стилизованный под интерьер горского жилища. Зал «Мастерская ремесел», посвященный традиционным промыслам народов Дагестана. Выставочный зал для временных экспозиций – представлена современная авторская одежда, включающая этнические мотивы региона, и изделия современного искусства.
В большом зале представлено около 30 национальных дагестанских костюмов, в основном женских. Как и во всех традиционных культурах, одежда, особенности декора и цветовой гаммы указывали на возраст, социальный статус и благосостояние ее обладателя. Костюм горянки включал обязательные элементы – нижнее платье-рубаха, штаны, верхнее платье, головной убор и обувь (кожаная, вязаная и войлочная). Яркие ткани с рисунком обычно носили молодые девушки, дополняя образ некоторыми деталями, в зависимости от региона. Одежду темных оттенков носили, как правило, женщины старшего возраста. Помимо одежды, в большом зале музея представлены ювелирные украшения из серебра. Дагестан славен многовековой историей искусства обработки этого металла. Почти в каждом ауле республики были свои мастера-ювелиры, которые изготавливали всевозможные женские украшения, мужские пояса и газыри. Ювелирное искусство горцев Дагестана объединяют художественные традиции, декоративные приемы и стилистика, несмотря на то, что в каждом селении были свои особенности изготовления украшений.
Малый зал – это интерьер дома горца в миниатюре. Жилище играло особую роль в жизни и культуре горцев, куда более важную, чем просто кров. Священным местом в каждом доме был срединный столб, или как аварцы называли его, «столб корня». Если враг врывался в дом горца и наносил увечье столбу, это считалось страшным преступлением против хозяина и его предков. За такую обиду полагалась кровная месть. Центральное место в интерьере дома всегда занимал очаг, который позднее заменил пристенный камин, обрамленный каменной резной плитой. Рядом с очагом находилась деревянная резная утварь, керамическая и медная посуда, а также цагур – большой ларь-шкаф для хранения зерна. Он, как и срединный столб, был богато украшен резным орнаментом. Цагур также представлен в экспозиции малого зала. Кроме того, неотъемлемым атрибутом жилища горца был ковер, который зачастую не только выполнял эстетические функции, но и широко использовался для теплоизоляции холодных глиняных полов и каменных стен. Практически во всех регионах Дагестана было распространено ковроделие, но наиболее преуспели в этом жители южных районов – лезгины, рутульцы, табасаранцы, татами, азербайджанцы. Помимо ковров, горцы активно занимались изготовлением сукна. Главными центрами всегда считались Даргинский, Казикумухский, Аварский, Андийский округа Дагестана. Дагестанцы из поколения в поколение продолжают передавать секреты гончарного мастерства. Неудивительно, что керамические изделия были и остаются одними из самых популярных предметов домашней утвари. Дагестанская керамика – это, прежде всего, разнообразие форм, обилие приемов украшения и богатство росписи. Дагестанский декор невозможно ни с чем спутать благодаря узнаваемой орнаментальной технике.
Зал «Мастерская ремесел» посвящен традиционным промыслам народов Дагестана – художественной резьбе по камню, дереву, оружейному промыслу. Резьба по камню – один из древнейших видов народного искусства Дагестана. Резной камень обычно использовался горцами при украшении архитектурных сооружений и каменных намогильных стел. Основными центрами камнерезного искусства издавна были Дербент, селения Кубачи, Сутбук, Мулебки, Ругуджа, Чох, Согратль и другие. Благодаря разнообразию пород древесины и податливости материала горцы охотно занимались резьбой по дереву и использовали деревянные изделия как в быту, так и в архитектурных элементах жилища. Самым крупным центром художественной обработки дерева в Дагестане считается селение Унцукуль, где около двухсот лет назад зародился деревообделочный промысел. Из тростника, растущего по берегам Аварского Койсу, унцукульцы делали ручки для нагаек, кнутовища, трости, а позже эти изделия стали инкрустировать металлом (медь, серебро, мельхиор), а также рогом, костью и бирюзой. Искусство обработки металла зародилось в глубокой древности. В средние века кубачинские мастера были известны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кольчуг, удил, стремян. В XII–XIII веках кубачинцы достигли совершенства в изготовлении бронзовых котлов.
Известными центрами медночеканного производства было даргинское селение Кубачи, лакские – Кумух и Кунди, аварское селение Гоцатль. Оружейный промысел в Дагестане возник еще в VII веке. Оружие создавалось во многих аулах. Одни из них специализировались по производству холодного оружия, другие – огнестрельного, в некоторых было развито и то, и другое. Наиболее крупными и древними центрами оружейного производства считаются селения Кубачи, Харбук, Амузги, Казикумух, Н. Казанище, Гоцатль, Унцукуль, Согратль, Куяда и прочие.
Расписание
Контактная информация
- Махачкала, ул Даниялова, д 33
- EMail: Dag_aul@mail.ru